171890 Тверская обл., с.Лесное, ул.Советская, д.3
Версия для слабовидящих
Единая дежурно-диспетчерская служба Лесного района
8 (48271) 2-15-15

75 лет Победы Электронное правительство. Госуслуги Электронные услуги в сфере образования Личный кабинет налогоплательщика Мемориал    Официальная Россия

Главная » Защита населения » Противодействие идеологии экстремизма » Памятка противодействие экстремизму

Памятка противодействие экстремизму

 

 

Прокуратура Тверской области

Противодействие экстремизму

ПАМЯТКА

Экстремизм – это приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике), это форма радикального отрицания существующих общепризнанных общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или групп.

Экстремизм опасен, прежде всего тем, что направлен на разрушение целостности государства и общества, нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

За последние годы в Российской Федерации создана система законодательства в сфере предупреждения и противодействия экстремистской деятельности.

Основой правовой базы по проблемам противодействия любым формам экстремизма является Конституция Российской Федерации, запрещающая пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду.

Правовую основу общегосударственной системы противодействия экстремизму составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральные законы «О противодействии экстремисткой деятельности», Стратегия национальной безопасности до 2020 года, Военная доктрина, Стратегия противодействия экстремизму до 2025 года, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной области.Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года разработана в целях конкретизации положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", в которых одним из источников угроз национальной безопасности Российской Федерации признана экстремистская деятельность националистических, радикальных религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной обстановки в стране.

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

В соответствии с данным законом к ним относятся:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку егосоциальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношенияк религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости отего

социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения

к религии;

- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в

референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

- публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных законе и являющихся преступлением;

- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Экстремистская организация

• общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности", судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Экстремистские материалы

• предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Виды ответственности за осуществление экстремистской деятельности

Административная ответственность

• Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (статья 5.26.Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

• Злоупотребление свободой массовой информации(статья 13.15.Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

• Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций

(статья 20.3.Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

• Организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности(статья 20.28.Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

• Производство и распространение экстремистских материалов(статья 20.29.Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Уголовная ответственность

• Обстоятельства, отягчающие наказание

Отягчающими обстоятельствами признаются: совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (статья 63 Уголовного кодекса Российской Федерации).

•Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности(статья 280 Уголовного кодекса Российской Федерации).

•Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации(статья 280.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).

•Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства(статья 282 Уголовного кодекса Российской Федерации).

•Организация экстремистского сообщества (статья 282.1.Уголовного кодекса Российской Федерации).

•Организация деятельности экстремистской организации (статья 282.2Уголовного кодекса Российской Федерации).

•Финансирование экстремистской деятельности (статья 282.3Уголовного кодекса Российской Федерации).

Основные принципы противодействия

экстремистской деятельности

Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов общества;

законность;

гласность;

приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Противодействие экстремизму в Российской Федерации – одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне

Профилактика экстремистской деятельности включает в себя подготовку и реализацию государством и уполномоченными им органами комплексной системы политических, социально-экономических, информационных, воспитательных, организационных, оперативно-розыскных, правовых, специальных и иных мер, направленных на предупреждение, выявление, пресечение данной деятельности, минимизацию ее последствий, установление и устранение способствующих ей причин и условий.Профилактика экстремизма– это не только задача государства, но в немалой степени, это задача и представителей гражданского общества. Эта работа зависит от четкой позиции общественных и религиозных объединений, отдельных граждан.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114 -ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» основными направлениями противодействия этой деятельности являются:

·принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

·выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц;

·проведение комплексных мероприятий по формированию правовой культуры в молодежной среде;

· воспитание у молодежи толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, вне зависимости от их национальности, религии, социального, имущественного положения и иных обстоятельств.

В силу требований Федерального закона от25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своих полномочий.

В соответствии с Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные образования участвуют в профилактике экстремизма, а также в минимизации и ликвидации проявлений экстремизма в границах муниципального образования.

Эту работу можно успешно проводить только совместными усилиями глав администраций, правоохранительных органов, при содействии трудовых коллективов и общественности. Важна постоянная и комплексная работа по профилактике преступности, наркомании, экстремизма, безнадзорности и правонарушений, особенно, в молодежной среде, насилия внутри общества, обличение преступной сущности экстремизма.

Одна из наиболее острых проблем последнего времени - размещение экстремистских материалов в сети Интернет.Распространение в сети Интернет экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а также предоставление к ним доступа пользователям файлообменных сетей влечет административную ответственность по ст. 20.29 КоАП РФ.

Кроме того, распространение материалов, содержащих призывы к осуществлению экстремистской деятельности, возбуждению ненависти либо вражды, а также унижению достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе может повлечь и уголовную ответственность.Министерство юстиции Российской Федерации ведет и публикует (в том числе посредством размещения на своем сайте в международной компьютерной сети «Интернет») федеральный список экстремистских материалов, перечень общественных объединений и религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям,предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также перечень общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности.

Прокуратура Тверской области

170100 г. Тверь, ул. Симеоновская, 27

8(4822)50-60-11

Дата создания: 30-08-2019
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: